Результаты социологического исследования, посвященного проблемам национальных языков на территории Республики Карелия и Республики Коми

Новости НКО от Сен 26, 2022 Просмотры: 3

Опрос проводился с целью изучения и сравнения современного отношения и взгляда на сохранение и популяризацию национальных языков в субъектах Российской Федерации.

Он включает общие вопросы, такие как возраст, регион проживания, образование, национальность, а также вопросы о степени владения национальным языком. Авторы заостряют внимание на уровне разнообразия языковой среды – наличия телевидения, периодических изданий на национальном языке, а также задают вопросы о существовании медиапродуктов – блогеров, музыкальных коллективов, популяризаторов языковой культуры, существующих в социальных сетях.

Также опрос предлагал оценить языковую политику региона, дать свою оценку ее реализации, выдвинуть предложения об улучшениях или возможных мероприятиях. Его итоги помогут лучше понять вектор развития титульного языка Республики Карелия, дадут ответы на вопросы о возможностях его популяризации в рамках целевой группы проекта, обратят внимание молодежи на необходимость сохранения карельского языка.

В опросе приняли участии 223 человека, из них 100 молодых людей в возрасте до 35 лет (включительно) и 123 в возрасте от 36 до 73 лет. Из них – 218 указали национальным языком карельский и коми, 5 – иные языки (3 – украинский, 1 – татарский, 1 – мордовский). 76,7% опрошенных имеют высшее или неоконченное высшее образование, остальные – среднее профессиональное и среднее общее образование.

При детальном анализе групп получены следующие данные.

78,4% молодых людей, проживающих на территории Республики Карелия не используют национальный язык, т.к. не владеют им. Однако у 72,5% из них есть знакомые, в разной степени владеющие карельским языком.

56,9% опрошенных считают, что в республике созданы условия для изучения национального языка, 15,7% не владеют информацией о таких условиях, такой же процент респондентов заявляет об их отсутствии, а 11,7% человек ответили, что языковые курсы есть, но они проводятся только на платной основе.

Основной причиной, почему они или другие люди не изучают национальный язык опрошенные из Карелии считают отсутствие необходимости в применении языка.

В вопросе о введении обязательного изучения национального языка в школах мнения также разделились: 45,1% одобрили бы такое решение, 29,4% относятся безразлично, 15,7% относятся отрицательно и 9,8% затруднились ответить. В следующем вопросе респондентам предлагалось выбрать объем уроков, посвященных изучению карельского языка. Двое отпрошенных придержались ранее выбранного варианта ответа: обучение не должно проводиться. 45,1% считают, что такие уроки должны проводиться только в формате факультатива (занятий по выбору), 29,4% и 21,6% выбрали варианты «1-2 часа в неделю» и «3-4 часа в неделю» соответственно. Подавляющее большинство опрошенных (70,6%) положительно относятся к введению изучения национального языка в вузах и организациях СПО в качестве факультатива.

72,5% из числа молодежи приветствуют использованию национального языка одновременно с русским в надписях на зданиях, наружной рекламе, в общественных местах, в названиях улиц. Однако 7,8% относятся к этому отрицательно, а 17,6% безразлично.

В вопросе медиапродуктов мнения распределились следующим образом: 58,8% – изредка сталкиваются с телевидением на национальном языке, 11,8% – не знают о его существовании, 23,5% – периодически смотрят такие программы, 5,9% – смотрят регулярно. 62,75% опрошенных знают о существовании периодических изданий на национальном языке, 7,8% регулярно их читают, 15,7% регулярно с ними сталкиваются, а 13,7% вообще не знают об их существовании. 60,8% не знают о другой деятельности в сфере медиа на национальном языке (блогеры, подкасты, шоу на YouTube, аккаунты в TikTok и т.д.), 15,7% и 23,5% знают и потребляют такой контент или знают, но не смотрят/не слушают.

80,4% из общего количества опрошенной молодежи знакомы с музыкальными коллективами, исполняющими национальную музыку или песни на национальном языке, однако 43,1% не слушают такую музыку.

Основной причиной, которая по мнению респондентов, мешает повышению уровня владения национальным языком и расширению сфер его применения, является отсутствие мотивации для изучения и применения национального языка.

На вопрос «Какие негативные стереотипы существуют в сфере применения и употребления национального языка?» ответивших считают «Недостаток массовой литературы, медиапродуктов (фильмов, музыки, видео) на национальном языке».

Значительно отличаются результаты, полученные от респондентов из Республики Коми. Так, 70,3% из них свободно владеют национальным языком, и только 5,4% не владеют вовсе, остальные владеют им в разной степени. 83,8% используют язык в семье, в общественных местах и работе или учебе, 16,2% не используют коми язык в повседневной жизни. У всех, кроме одного опрошенного, языком владеют родственники в разных поколениях и есть знакомые, владеющие языком.

75,8% опрошенных заявляют, что в республике созданы условия для изучения языка, 16,2% – что такие условия отсутствуют, 5,4%, что курсы проводятся только на платной основе и 2,7% не обладают информацией.

Отсутствие мотивации и стимула для изучения языка является по мнению респондентов основной причиной, почему они или другие люди не изучают национальный язык.

Только один человек из числа опрошенных отрицательно относится к введению обязательного изучения национального языка в школах, остальные одобряют такое решение, но уточняют, что в 54,1% случаев занятия должны быть в качестве факультатива (по выбору) и 45,9% в качестве обязательного предмета. Точно такой же процент опрошенных одобряют изучение национального языка на базе организаций СПО в качестве факультатива и в качестве обязательного предмета.

Использование национального языка одновременно с русским в надписях на зданиях, наружной рекламе, в общественных местах, в названиях улиц одобряют 89,5%, относятся безразлично 7,9%, отрицательно не высказался ни один респондент.

2,6% опрошенных не знают о существовании телевидения на национальном языке, оставшиеся 97,4% регулярно или периодически его смотрят, сталкиваются в повседневной жизни. Все молодые люди, прошедшие опрос, знают о существовании периодической печати на коми языке, 35,1% регулярно их читают. Активно развиты в Коми и иные формы медиапродуктов на национальном языке (блогеры, подкасты, шоу на YouTube, аккаунты в TikTok и т.д.): 66,7% респондентов знают, подписаны и регулярно смотря/слушают такой контент, 17,9% знают, но не следят за ним постоянно, и лишь 10,3% не знают о таком контенте в сети Интернет.

69,2% молодых людей, опрошенных в Республике Коми, знают и слушают музыкальные коллективы, исполняющие национальную музыку или песни на национальном языке, 20,5% знакомы с такими коллективами, но не слушают их музыку и 5,1% не знают о проводимой в данном направлении деятельности.

Основной причиной, которая мешает повышению уровня владения национальным языком и расширению сфер его применения для Коми становится отсутствие должного уважительного отношения к национальному языку (71,8%).

Самым распространенным стереотипом в сфере применения и употребления национального языка респонденты считают отсутствие престижа его употребления, следом идут принудительное обучение языку и повседневное использование русского языка, в том числе представителями титульной нации.

Обе группы опрошенных считают, что работе в данном направлении следует уделять больше внимания (86,3% у Карелии и 56,8% у Коми), однако респонденты из Республики Коми так же часто отмечают, что их не устраивает проводимая языковая политика в регионе, такой ответ дали 29,7%.

По итогам опроса мы не могли оставить без внимания ответы 123 опрошенных в возрасте от 36 до 73 лет. Данные по Республике Карелия и Республике Коми в сравнении с категорией молодых людей по тем же регионам расположились следующим образом:

Основной причиной, которая мешает повышению уровня владения национальным языком и расширению сфер его применения для возрастной категории от 36 до 73 лет является отсутствие должного уважительного отношения к национальному языку. Респонденты считают главным стереотипом, мешающем в изучении языка – отсутствие престижа его употребления. Кроме того, большинство опрошенных не обладают информацией о проводимой в регионе языковой политике и мероприятиях, направленных на развитие и популяризацию языка.

Сравнительный анализ данных опроса молодежи показал, что среда употребления языка в двух выбранных регионах значительно отличается. Так, если в Карелии 78,4% молодых людей не используют национальный язык, т.к. не владеют им, в Коми национальным языком не владеют только 5,4% опрошенных. Жители Коми больше заинтересованы во введении изучения титульного языка региона в систему образования, в большей степени ознакомлены с проводимым внеклассным обучением и медиапродуктами на языке коми, в то время, как в Карелии 25,5% молодых людей не знают о существовании такого вида информации. Различаются в двух республиках и основные причины который мешают повышению уровня владения национальным языком и расширению сфер его применения. В Коми замечают отсутствие должного уважительного отношения к национальному языку, в Карелии – отсутствие мотивации и стимула для изучения языка. Таким образом, Республика Коми имеет похожие исходные данные, однако лингвистическая ситуация в этом регионе демонстрирует более высокий интерес к изучению титульного языка. Молодежь Карелии нуждается в большей мотивации к изучению, которая может быть создана в любой сфере жизни: как в семье, так и в обществе.