В рамках проекта «Документальный фильм о финно-угорских народах «В Удмуртию с любовью» мы взяли интервью с представителями удмуртского народа, которые занимаются сохранением и продвижением традиционной культуры. Жанна Михайловна Ермолаева, директор МБУК «Национальный центр удмуртской культуры «Быгы», рассказала нам о деятельности центра и об истории деревни Старые Быги.
Деревня у нас старинная, в этом году ей исполнилось 436 лет. По легенде, сюда приплыл мужчина на лодке, сделанной из лыка, облюбовал это место. И на том месте, где он построил свой первый дом, говорят, рос густой и мягкий мох быг-быг. Поэтому деревню назвали Быги. В начале прошлого столетия, так как деревне много лет, добавили «старые», поэтому и получилось – деревня Старые Быги. В настоящее время здесь проживает 630 человек. Есть у нас школа, где сейчас обучаются 150 детей.
Есть градообразующее предприятие – это АО «Восход», здесь трудятся более 270 человек, занимаются растениеводством. За счет этого у нас деревня растет, развивается, остается молодежь, есть рабочие места. Ну и наш дом культуры, который вкупе создает культурное пространство для жителей деревни.
Скажите, а каким был быт жителей деревни в прошлом? Чем они занимались?
Мы находили архивные данные, что здесь проезжал этнограф Сорокин. Деревня находится, если вы заметили, прямо под горой. И в те годы он записал, что деревня очень темная, даже занавесок на окнах нет. Но если сравнивать, вот прошло уже более 100 лет, в настоящее время это очень современная деревня. В позапрошлом году главой Удмуртии Бречаловым она была включена в список «Деревни будущего». В рамках этой программы у нас заасфальтировали все улицы. В деревне по мере возможности обустраиваются и ремонтируются социальные объекты. Это школа, это садик, дом культуры.
Часто ли сюда приезжают туристы, и чем они занимаются?
Я уже в доме культуры работаю более 29 лет. О туризме начали задумываться с 2009 года, потому что видели, что соседние районы уже начинают принимать гостей. Нам тоже хотелось, чтобы к нам приезжали гости, чтобы мы делились тем, что у нас есть, и не понимали, с чего же начать. Что же сделать для того, чтобы к нам начали приезжать гости за 100 километров, допустим, из Ижевска? Как их привлечь? И говорят же, что когда о чем-то мечтаешь, сбывается.
В 2013 году нам предложили поучаствовать в международном конкурсе «Культурные столицы финно-угорского мира». Автором проекта был Оливер Лооде. Мы подали заявку, наряду с нами подали еще 8 финно-угорских деревень. Через месяц нам сказали, что мы прошли в тройку лидеров. Нужно будет приехать в Москву и презентовать себя и свою деревню. Мы взяли свои баяны, барабаны, традиции, нашу главу Нину Григорьевну Беляеву и поехали, как шутили между собой, покорять Москву в 2013 году. Мы презентовали себя, рассказали, какая у нас красивая деревня, сколько людей проживает, что у нас растут дети, что разговаривают на родном удмуртском языке, спели свои национальные песни. И через месяц нас приглашают в Финляндию, город Хельсинки, где проходил Конгресс молодежной ассоциации финно-угорских народов.
Мне повезло, так как в тот момент только у меня из нашей команды оказался заграничный паспорт. И уже в Хельсинки объявили, что первой культурной столицей финно-угорского мира стала деревня Старые Быги из Удмуртии. Это и стало нашей отправной точкой и нашим брендом. И к нам люди начали приезжать.
Мы думаем: «Боже, что же теперь делать с ними?» Но оказывается, то, в чем мы живем каждый день; то, что мы едим; в чем мы ходим; какие у нас традиции и обычаи – людям все это интересно. И мы начали этим делиться, глубже это все изучать и рассказывать нашим гостям.
В прошлом году у нас было более 10 000 туристов. Люди приезжают из Москвы, из Петербурга, Екатеринбурга. Очень много гостей из Пермского края, из Удмуртии, из других городов Российской Федерации. Мы очень рады, что есть такая возможность. Теперь у нас есть свой бренд, и мы можем рассказывать о своих традициях гостям. Это здорово.
Насколько вообще молодежи интересна удмуртская культура и удмуртский язык?
Я считаю, что им это интересно. Хотя в настоящее время, к сожалению, дети между собой начали общаться на русском языке. Все равно идет какая-то глобализация в мире, так как дети у нас современные – они постоянно в интернете. Мы проводим здесь очень много мероприятий для детей, чтобы они не забывали, так как в семьях, мне кажется, все равно эти традиции уже тихонечко уходят, ложатся на музейные полки. И мы их здесь возрождаем через интерактив, через игру, чтобы детям было интересно, и чтобы это осталось в голове. Проводим занятия о семье, о быте, о кухне, о традициях. Мне кажется, все равно остается один, два, три человека, которые это впитывают в себя. И тогда традиции не уйдут.
Не заметили ли вы в целом за последние годы рост интереса к традиционной культуре?
Это очень заметно, и это не может не радовать. Традиционная культура – это общение, так как о традиционной культуре нельзя рассказать через Интернет и через гаджеты, нужно к ней прикоснуться, нужно потрогать, пощупать, поговорить, посмотреть глаза в глаза. И этого в современном мире очень людям не хватает. Тем более людям из городов, которые постоянно живут в бешеном ритме. И, наверное, поэтому, приезжая к нам, гости отдыхают душой и прикасаются к традиционной культуре.
Я думаю, что народная культура пока держится на энтузиастах. Хотя поддержка со стороны руководства есть. Нам дают развиваться, нам дают делать это дело и продвигать его. Без энтузиазма это и не будет продвигаться. Даже пусть дадут миллион долларов: если это человеку неинтересно, он не будет ничего делать.
Как вы думаете, какие меры могут помочь сохранить традиционную культуру? Что нужно делать, чтобы она не исчезла?
Что нужно делать? Нужно самим не забывать. Нужно для детей проводить больше занятий, направленных на традиционную культуру. И, может быть, ввести какие-то уроки раз в неделю. Это было бы здорово.
Каким вы видите будущее удмуртской национальной культуры?
Я хочу рассказать про традицию, которую моя бабушка проводила каждые выходные. Она собирала нас, своих внуков, вместе. Топила печку, пекла табани, пекла перепечи. Мы сидели у печки и ждали, когда же этот табань уже она вытащит из печки. Вот такая традиция должна быть в каждой семье, чтобы бабушка или мама собирала родных. Например, сегодня у меня такая традиция произойдет дома, я собираю своих братьев, сестер, пригласила маму с папой, буду топить печку, печь табани и перепечи. Это объединяет семью, и через семью традиции сохраняются. А если они не идут из семьи, то они нежизнеспособны. Хотя мы стараемся здесь своими силами, как можем, но все равно это должно идти из семьи.
Проект «Документальный фильм о финно-угорских народах «В Удмуртию с любовью» реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты.