В рамках проекта «Документальный фильм о финно-угорских народах «В Удмуртию с любовью» мы взяли интервью с представителями удмуртского народа, которые занимаются сохранением и продвижением традиционной культуры. Для этого мы встретились с сотрудником автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел». Евгений Бикузин, мастер по изготовлению традиционных народных инструментов, музыкант, автор проекта post-dukes, расскажет о музыке Удмуртской республики.
Два основных удмуртских инструмента – это крезь, то есть удмуртские гусли, и кубыз – это смычковый народный трехструнный инструмент. Кубыз не такой популярный, как крезь, который был распространен у всех удмуртов.
Вообще изготовление музыкальных инструментов достаточно похоже во всем мире. Например, для деки (часть корпуса струнного музыкального инструмента, усиливающая громкость звучания и придающая ему определённую окраску) всегда используют ель из-за свойств этой древесины. Люди давно про это узнали и стали делать деки из ели. А корпуса могут быть сделаны из разного материала. Для элементов, где нужны твердость, плотность древесины, используют дуб, бук или яблоню – зависит от того, какие деревья были распространены в этой местности. Сейчас уже доступно любое дерево. Я даже делал элементы из африканского красного дерева. Вообще, использовать можно все, что есть под рукой.
Струны сейчас, конечно, покупные. Для крезя используют гитарные струны – подбирают по диаметру. На кубыз ставят или скрипичные, или альтовые струны. Но раньше на него ставили кишечные струны, из кишок животных, обычно овец. И я знаю, что сейчас еще есть где-то производство таких струн. На крезь использовали конский волос. Но они не так ярко звучат как металлические.
Где вы обучались? Это такое нестандартное ремесло, которому просто не научишься.
По образованию я учитель изо, учился по направлению декоративно-прикладного искусства. Изучал народные инструменты, в целом занимался народной музыкой. И постепенно пришел к изготовлению инструментов. Я музыкант, играю в группе post-dukes, это удмуртский электро-фолк. Поскольку мы часто выступаем, пришлось заняться звукопередачей на сцене. На акустических гитарах есть звукосниматели, и похожие я сделал на кубыз и на крезь.
Есть несколько ансамблей, которые используют и крезь, и кубыз, но их достаточно мало, и они именно фольклорные, традиционные. В основном люди сами по себе играют. Направление, конечно, узкое, не такое популярное, но как будто бы сейчас людям больше нужны инструменты. У меня в этом году заказы расписаны на три месяца вперед.
Есть ли у вас опыт игры на инструментах других народов России?
Народные инструменты друг на друга похожи. Вот кубыз смычковый, и он на смычковые кубызы других народов похож. Только названия разные, хотя иногда и они похожи. У них иногда отличаются формы, бывает другой строй. И часто они тоже трехструнные. Я на них могу так же играть, как на своем инструменте. Иногда на ремонт мне приносят народные инструменты. Помню, греческий кеменче ремонтировал, там тоже три струны, строй такой же практически. То есть можно взять и так же играть на нем.
Как вы считаете, для чего нужно вообще сохранять традиционные инструменты и ремесло?
Я так глубоко не копаю, просто мне самому это интересно. Я только поэтому этим и занимаюсь. Интересно изучать старинную музыку, которую мало кто уже сейчас знает, она уходит. Бывает, что я встречаю непростую удмуртскую старую музыку, у нее сложный ритм, хотя там может быть всего три ноты.
Будете ли вы передавать это ремесло молодому поколению?
У некоторых моих знакомых есть желание научиться делать инструменты, но, возможно, у них просто нет времени. И как-то у меня был ученик, он хотел сделать кубыз. И вот мы с ним тут в этой мастерской сделали ему целый кубыз. Он ходил несколько месяцев. У людей есть желание, но не всех есть свободное время, потому что некоторые инструменты долго делаются.
Интерес к удмуртской культуре у вас ограничивается инструментами? Либо вы также изучаете язык, литературу, культуру?
Я вырос в деревне, и у нас в деревне все в то время, пока я учился, говорили на удмуртском языке. И даже в школе. И у нас еще был предмет удмуртский язык и литература. Но когда я учился в школе, мне культура была неинтересна. Лет через пять после школы только пришел интерес к удмуртской культуре. И тогда же я стал более глубоко изучать историю, связь удмуртов с другими народами. И в удмуртскую музыку начал углубляться.
Проект «Документальный фильм о финно-угорских народах «В Удмуртию с любовью» реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты.